Прочтите это, прежде чем решите опубликовать слова скорби по умершему в соцсетях
Lifemarketium
Давайте вернемся в 9 июня 2012 года. Было воскресенье, и в 8.20 утра врачи сообщили, что мой муж умер.
К 9.20 утра мой телефон разрывался от звонков и смс, которые усложняли мои попытки дозвониться до людей и служб. Мне нужно было сообщить родственникам, позвонить врачам, в организации, предоставляющим ритуальные услуги и т.д. Важные дела, которые не терпели отлагательств.
В 9.47 я говорила с офицером полиции (потому что да, если умирает супруг/супруга, то с вами немедленно связывается полиция), когда мне позвонил незнакомый номер. Обычно я не отвечаю на подобные звонки, но сейчас я знала, что придется пойти против моих правил. Когда я ответила на звонок, я услышала в трубке следующее: «Он мертв? О Боже! Кто рядом с тобой? Ты в порядке? Почему я узнала об этом из Facebook? Тая, что вообще происходит?»
Фейсбук? Я была в растерянности. Я два дня не заходила в соцсеть, и естественно у меня даже не было времени в последние полтора часа сделать это.
«Я перезвоню тебе», — сказала я и повесила трубку. Я позвонила лучшей подруге и попросила ее узнать, кто написал это, и потребовать, чтобы это сообщение немедленно удалили. Я еще даже не успела сообщить о смерти мужа его лучшему другу, ее крестной дочке или родителям нашего крестного ребенка… Но зато миллионы людей УЖЕ знали.
Безусловно, я не могу говорить за целую планету, но выскажусь за себя. Речь пойдет о «скорби в соцсетях».
Сколько подобных постов, где знакомые и незнакомые люди высказывают слова соболезнования, вы видели в последнее время? Наверняка, немало. Смерть – часть нашего бытия, и всех она настигнет в тот или иной момент. Век информации изменил способы общения людей и внес некоторые коррективы.
Следующее мое утверждение поймут те, кто пережил подобное:
Существует иерархия скорби.
Да, иерархия. Многие люди этого не понимают или понимают, но не хотят думать или говорить об этом.
Как иерархия соотносится со скорбью? Позвольте мне объяснить. Когда кто-то умирает (будь это внезапная смерть или смерть после долгой болезни, будь это смерть молодого человека или пожилого), правда такова, что никто не знает, что на самом деле чувствует его близкий человек.
Смерть близких – это всегда шок. Она напоминает нам о том, что и нам когда-нибудь придет конец. Люди, узнав о горе, произошедшим с их знакомым, стараются поддержать его.
Раньше, когда не было соцсетей, мы в знак поддержки звонили по телефону, оставляли голосовые сообщения или посылали цветы. Если человек был близок, то мы навещали его, плакали вместе и всячески помогали пережить этот страшный период.
Сейчас же мы делаем это в соцсетях – публикуем посты в Фейсбуке, выкладываем картинки в Инстаграм, делаем ретвиты в Твиттере.
Какая, спросите вы, в ээтом проблема? Разве не должны люди выражать свою любовь, заботу, поддержку тем, кто пережил утрату?Да.
И нет.
Почему? Послушайте. Я знаю, вам больно. Угадайте что? Мне тоже. Я знаю, вы шокированы. Угадайте что? Я тоже. Соцсети – это выражение вас самих. Вам «нужно» выразить свою боль и высказать слова поддержки.
Да.
Но тем не менее…
Дайте нам минуту.
Мы шокированы.
Мы расстроены.
Дайте тем, кто пережил утрату, время. Когда кто-то уходит в мир иной, соцсети – это самое последнее, о чем думают близкие умершего. И даже если они хотят сообщить о своем горе в соцсетях, я напоминаю, что…
Существует иерархия скорби.
Если человек в браке, об этом должен сообщить супруг/супруга.
Если молодой человек в отношениях, то об этом должен сообщить его партнер, родители или братья и сестры.
Если человек пожилой и не в браке (разведен/овдовел), то печальную новость должны сообщить дети.
Если вы не знаете о семье умершего, то велика вероятность, что вам не стоит ничего писать об этом.
Подумайте о том, каково это, когда родственники умершего узнают, что о его смерти написали в соцсетях. Лично мне было еще больнее. За 4 года я испытала это дважды, поэтому прошу вас, наберитесь терпения. Вы можете выразить соболезнование лично, по телефону, через голосовые сообщения. Первые 24 часа после утраты – это самое тяжелое время для того, кого постигло горе.