Военный конфликтолог: Задачи сопредседателей МГ в Карабахе
Политика(международная репутация сопредседательства МГ как ресурс продвижения стратегического диалога между РФ и США)
РЕСУРС ДИАЛОГА РФ И США ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ – В ПРОДОЛЖАЮЩЕМСЯ КОНСЕНСУСЕ СРЕДИ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ МГ ОБСЕ ПО КАРАБАХСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ
1. NB. В докладе особое внимание уделено источниковедному обоснованию оценок и рекомендаций на базе: фактов военных преступлений, международно-правовых норм и международной практики их имплементации в миростроительстве.
Мониторинг динамики региональной безопасности после ухода популистской администрации Дональда Трампа и официального вступления в должность Президента США профессионального политика-институционалиста Джо Байдена свидетельствует об актуальности стратегического диалога с РФ после подтверждения им статуса России как противника Америки[1]. Важно заметить, что при этих международно-безопасностных реалиях мозговые центры США отмечают что «в отличие от предыдущей республиканской администрации нынешняя демократическая серьезно намерена больше взаимодействовать с Москвой по вопросам стратегической стабильности»[2].
В связи с этим аналитики Центра Карнеги, отражая мнение демократического истеблишмента, подчеркивают важность использования для налаживания американо-российского диалога по стратегической стабильности многосторонных площадок[3]. Среди этих площадок непрерывающимся консенсусом между РФ, США и Францией выделялась платформа сопредседательства Минской группы (МГ) ОБСЕ по Карабахскому урегулированию – до рaзвязывания Турцией и Азербайджаном военно-террористической агрессии в Карабахе[4].
Консенсус между сопредседателями МГ подтверждался также совместным Заявлением президентов государств-сопредседателей – РФ, США и Франции по прекращению азербайджано-турецкой войны с привлечением джихадистов, развязавшей осенью 2020 года геноцидальные военные преступления против армянского населения НКР и РА[5]. Свидетельством дальнейшего поддержания консенсуса между Россией, Америкой и Францией на завершающем этапе боевых действий является троекратное объявление перемирия под эгидой властей РФ, США и ФР[6].
Консенсус на площадке сопредседателей МГ ОБСЕ продолжился при поддержке официальным Вашингтоном и Парижем ввода миротворческих сил России в Карабах и готовности продолжения деятельности сопредседателей МГ по карабахскому урегулированию. О целесообразности использования карабахской площадки для продвижения наряду с карабахским урегулированием диалога по стратегической стабильности в мировом масштабе недавно высказались полномочные представители всех трех государств[7].
МИССИЯ СОПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА МГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ В КАРАБАХЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗВРАЩЕНИИ К ЖИЗНИ РАНЕЕ ДОСТИГНУТЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ МЕЖДУ РФ, США И ФРАНЦИЕЙ
Сопредседателям МГ ОБСЕ по итогам войны в Карабахе целесообразно консенсусно подтвердить идентификацию Азербайджана и Турции как агрессоров, нарушивших принцип неприменения силы в карабахском урегулировании, согласованный со сторонами конфликта под эгидой сопредседательства РФ, США и Франции. Исходя из этого, сопредседателям МГ, следуя логике имплементации своей миссии в контексте межународно-правовых норм миростроительства, целесообразно исключить поощрение агрессоров, получивших премущества в результате инициирования геноцидальной-террористической войны[8]. Исходя из этого логично применение Россией, США и Францией санкций в отношении инициаторов азербайджано-турецкой военной агрессии и обеспечение гарантий исключения в будущем нарушения перемирия с угрозой провоцирования новой военной катастрофы в масштабе региона.
I. СОПРЕДСЕДАТЕЛЯМ МГ В ЛИЦЕ РОССИИ, США И ФРАНЦИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО СОГЛАСОВАТЬ МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ АГРЕССОРАМИ-ТЕРРОРИСТАМИ В КАРАБАХЕ – С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ[9]:
- Договориться о вхождении всех трех сопредседателей МГ в лице России, США и Франции в состав Центра мониторинга перемирия в Карабахе, обепечиваемого миротворческими силами ВС РФ[10];
- Исключить применение в деятельности Центра мониторинга режима перемирия турецких БПЛА типа «Байрактар», используемых в ходе азербайджано-турецкой агрессии в качестве основного оружия геноцидального уничтожения армянского населения в Карабахе.
В соответствии с соглашениями, достигнутыми под эгидой сопредседателей МГ в Вене и Санкт-Петербурге с целью эффективного мониторинга режима прекращения огня в Карабахе согласовать сопредседателями – РФ, США и ФР – использование космических средств орбитального зондажа зоны карабахского конфликта[11];
- Совместно со сторонами вооруженного конфликта начать консультации по разработке плана и графика отвода войск на позиции, согласованные с первым этапом казанского формата по передаче 5 районов из так называемой зоны безопасности НКР[12];
- Взять под контроль Центра миротворческих сил ВС РФ режим соблюдения перемирия всю территорию НКР без оставляемых под контролем азербайджанской стороны 5 районов, предусмотренных первым этапом урегулирования в соответствии с Казанским рабочим документом[13].
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПРЕДСЕДТЕЛЬСТВОМ МГ ОБСЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, В ТОМ ЧИСЛЕ НОРМ ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ВОЙНЫ – С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
1) В сотрудничестве с Международным комитетом красного креста и омбудсменами сторон конфликта в соответствии с требованиями международного гуманитарного права войны добиться незамедлительного возвращения пленных по принципу всех на всех[14];
2) Под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ обеспечить контроль за гарантированным соблюдением охраны историко-культурных и духовных ценностей армянского народа в Карабахе в строгом соответствии с международно-правовыми нормами Гаагской конвенции и со стандартами международной практики ее имплементации по итогам военной геноцидальной агрессии в Карабахе[15].
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СОПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА МГ СОЗДАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ПРАВОМОЧНОГО УТОЧНЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ МЕЖДУ СТОРОНАМИ КОНФЛИКТА
Под контролем сопредседтельства МГ прекратить неправомочную корректировку межгосударственных границ с помощью GPS и запустить процесс создания предпосылок для делимитации и последующей демаркации границ между сторонами войны в соответствии с международным правом и общепринятыми стандартами международной практики[16].
ПРИМЕЧАНИЕ:
Продолжая мониторинг динамики региональной безопасности на базе открытых источников (в формате Open Sources Intelligence – OSINT), в связи с развернувшимся обсуждением интервью экс-Президента, Главкомверха РА С. Саргсяна[17], считаю долгом сообщить следующее:
- Будучи руководителем разработки проекта адаптации парламентской модели Государства Израиля к особенностям Республики Армения и аналитического мониторинга безопасностной динамики региона в интересах безопасности РА и НКР подтверждаю, что г-н С. Саргсян позволил себе нарушить обещание не избираться Премьером РА в ответ на убедительные доводы оборонно-безопасностного истеблишмента РА и НКР. Настоятельная просьба, представленная С. Саргсяну заключалась в том, чтобы, исходя из уроков войны 2016 года, а также соглашений, достигнутых в том же году в Вене и Санкт-Петербурге по Карабахскому урегулированию, возглавить правительство для системной имплементации модернизированного Казанского формата разрешения карабахского конфликта – в условиях нового, парламентского обустройства власти в нашем государстве.
- Высокий уровень боеспособности ВС РА на всем постсоветском пространстве подтверждался в результате осуществления стратегического пересмотра обороны (СПО) Армении – процесса, который был направлен на установление соответствия обороны и среды безопасности, сформировавшейся вокруг страны, а также на построение баланса обороны и угроз, исходящих от этой среды.
- Важно заметить, что данный процесс стратегического анализа и планирования развития системы обороны РА до 2018 года осуществлялся в соответствии с современными международными стандартами Программы действий индивидуального партнерства НАТО под наблюдением ведущих экспертов РФ, США, ОДКБ и НАТО. По результатам СПО разрабатывались среднесрочные планы развития Вооруженных сил Армении. Последний СПО, подтвердивший высокий уровень боеспособности системы обороны РА был проведен под руководством экс-Главкомверха РА С. Саргсяна и экс-Министра обороны РА С. Оганяна[18].
- 3-й Президент РА прав и в том, что с объявлением военного положения в Армении с началом боевых действий в Карабахе властями РА не был задействован многократно апробированный по результатам СПО и общегосударственных учений «ШАНТ» план системного перевода Республики Армения на рельсы войны.