Закрытые исследования Азербайджана. Биооружие против Армении.
ПолитикаВ период обострения политической и военной ситуации на армяно-азербайджанской границе Азербайджан может использовать свой потенциал в военно-биологической сфере для достижения превосходства в противостоянии за Нагорный Карабах.
Вот уже более 10 лет Азербайджан совместно с США ведет секретные разработки в области изучения агентов биологического оружия и бионаблюдения за опасными инфекциями. С тех пор, как программа Агентства по сокращению биологических угроз (DTRA, DefenseTreatyReductionAgency) Министерства обороны США совместного биологического взаимодействия (CBEP, Cooperative Biological Engagement Program) расширилась на Азербайджанскую Республику, были реализованы десятки т.н. «совместных биологических исследований (CooperativeBiologicalResearch, CBR) и проектов по выявлению биологических агентов и разработке ответных мероприятий (ThreatAgentDetectionANDResponse, ActivityProjects, ТАР).
Согласно заявлениям чиновников двух стран, данные проекты направлены на предотвращение проникновения биологических агентов, которые возможно использовать в качестве биологического оружия, к террористам, государствам или негосударственным субъектам, которые могут использовать их против Соединенных Штатов и их союзников. В этих целях в рамках программ CBEP американские специалисты совместно с представителями азербайджанских научных центров изучают возбудителей и природные очаги заболеваний на территории республики, их переносчиков, совершенствуют модели и механизмы выявления и контроля за вспышками заболеваний.
В то же время в ходе реализации совместных программ азербайджанская сторона предоставляет научным центрам Министерства обороны США полный доступ к образцам опасных заболеваний, хранимых в Азербайджане. Так, по свидетельству публикаций в «Chicago Tribune» и организации «The Nuclear Threat Initiative» 124 образца 60 уникальных штаммов возбудителей чумы, сибирской язвы, холеры и других опасных инфекций были переданы из Баку в Институт патологии Министерства обороны США в Вашингтоне (U.S. Armed Forces Institute of Pathology).
Кроме того, в ходе реализации рассчитанных на срок до 3 лет проектов ТАР, азербайджанскими специалистами детально изучены потенциальные агенты биологического оружия, свойственного для Закавказского региона. Данные исследования охватывали туляремию, чуму, сибирскую язву, арбовирусные инфекции, острые лихорадочные заболевания и др. Так, в последнее время реализованы проекты «TAP-8» - Экологическое и эпидемиологическое изучение вирусных и риккетсиозных патогенов, распространенных среди членистоногих переносчиков в северной части Азербайджана», «TAP-9» - «Бионадзор за вирусами птичьего гриппа и Ньюкаслской болезни в регионе Барда Азербайджана с использованием методов RT-PCR и подавления гемагглютинации», «TAP-10» - «Экологическое и эпидемиологическое изучение чумы и туляремии в северной части Азербайджана», «TAP-11» - «Региональное изучение экологии очагов сибирской язвы в Грузии и Азербайджане», «TAP-12» - «Изоляция различных видов бруцеллеза из молока жвачных животных в Гойкольском районе Азербайджана», «TAP-13» - «Исследование передаваемых москитами и клещами арбовирусов в юго-восточном Азербайджане», «TAP-14» - «Определение и изучение сибирской язвы в центральных низинных районах АР». Данные проекты включали сбор образцов переносчиков и возбудителей вышеуказанных заболеваний. Дальнейшее детальное изучение, зачастую происходило в подконтрольных США лабораториях.
Кроме того, специалистами Республиканской противочумной станции Министерства здравоохранения Азербайджана (РПЧС) во взаимодействии с Медицинским институтом инфекционных заболеваний армии США (United States Army Medical Research Institut for Infectious Diseases) и Университетами штатов Луизиана и Флорида реализованы долгосрочные CBR проекты «AJ-2» и «AJ-3» по комплексному изучению бруцеллеза и картированию очагов особо опасных заболеваний в АР.
И это далеко не все исследования двойного назначения, проводимые Азербайджаном. Ряд научных проектов реализованы РПЧС совместно с Центром им. Р. Лугара при «Национальном центре по контролю заболеваний и общественного Здравоохранения» (NCDC) Грузии, связанным с разработкой патологических агентов и средств доставки биологического оружия (https://dosie.su/politika/28440-v-gruzii-ssha-sozdayut-novoe-biologicheskoe-oruzhie.html, https://www.gazeta.ru/army/2018/10/04/12009205.shtml) .
Проект «Молекулярная эпидемиология и экология Yersinia spp на трансграничной эндемичной территории чумы в Грузии и Азербайджане» (HDTRA1-17-1-0047) и направлен на изучение молекулярной эпидемиологии и экологии видов иерсиниоза в трансграничном природном очаге чумы на территории Азербайджана и Грузии. Финансирование осуществляется DTRA и составляет около 260 тыс. долларов США ежегодно. Консультантами исследования выступают сотрудники Центра по контролю за заболеваниями и Медицинского института инфекционных заболеваний армии США.
С азербайджанской стороны в проекте задействованы 20 сотрудников Республиканской противочумной станции Министерства здравоохранения Азербайджана, которые производят отлов переносчиков заболеваний, выделение и подготовку штаммов, а также их ДНК к передаче и дальнейшей полногеномному исследованию в грузинский Центр им. Лугара. При этом, весной 2019 года специалистами азербайджанской РПЧС во время визита в NCDCбыли переданы для проведения секвенирования штаммы Y. pseudotuberculosis и Y. enterocolitica
Кроме того, в рамках исследовательских программ DTRA проводится трехлетний совместный научный проект «HDTR 1-14-21-FRCWMD-BAA» по изучению возбудителей и совершенствованию наблюдения за распространенностью риккетсиозными заболеваниями и Ку-лихорадкой среди людей и животных в Грузии и Азербайджане, а также разработке прогнозных моделей распространенности болезней. Исследование «HDTR1-14-24-FRCWMD-BAA» направлено на совершенствование наблюдения за распространенностью бруцеллезом в Азербайджане, Грузии и Турции.
В ходе анализа материалов проектов установлено, что перечисленные исследования направлены на сбор информации об эпидемиологической обстановке в Закавказском регионе, микробиологических и генетических особенностях возбудителей, носителей и переносчиков опасных инфекционных болезней, в том числе циркулирующих в Армении, а также сбор образцов биологических агентов. При этом, в рамках программ CBEP крупнейшим подрядчиком Министерства обороны США – компанией «Bechtel National, Inc.» с 2009 года модернизированы 9 станций эпидемиологического мониторинга в различных районах АР, а также в 2016 году в г. Баку введена в эксплуатацию Центральная референс-лаборатория РПЧС Минздрава АР. К проектированию последней привлекались представители военно-промышленного комплекса США «Merreck» и «Raytheon»!
Суммируя вышеуказанное, можно с уверенностью констатировать возможность Азербайджана осуществлять работы по созданию биооружия. И при дальнейшем нарастании пограничного конфликта мы можем столкнуться с многочисленными вспышками сибирской язвы, чумы или других заболеваний.
Все это происходит на фоне отсутствия в рамках СНГ действующего механизма контроля проводимых в АР совместных с США исследований, имеющих потенциал двойного назначения. Усугубляет ситуацию тот факт, что на фоне активизации научного обмена АР с США, наш «замечательный» сосед сокращает сотрудничество с Россией, которая могла бы пролить свет на суть проводимых в лабораториях Азербайджана работ. Несмотря на наличие действующих договоров между двумя государствами и высказывания официальных лиц АР, декларирующих открытость и заинтересованность в совместном изучении трансграничных очагов особо опасных инфекций, уже почти 2 года не наблюдаются обмен специалистами и совместные исследования между Роспотребнадзором РФ и Минздравом АР. Среди возможных причин звучат как прямое противодействие США и занятость азербайджанских специалистов в исследованиях DTRA, так и банальная коррупция азербайджанских чиновников, которые не заинтересованы в работе «без откатов».
Как бы то ни было, даже если Азербайджан не решится на открытое применение биооружия, точечные вспышки заболеваний людей или животных могут оказывать серьезное влияние на социальную и экономическую обстановку в Армении. Кто даст гарантии, что противник не воспользуется этой возможностью, чтобы нас ослабить?
Угроза стала слишком явной, чтобы ее игнорировать и дальше. Необходимо найти действенный механизм контроля проводимых в Азербайджане исследований, в том числе через действующие политические и экономические образования при посредничестве России, как крупнейшего игрока в регионе.